Призвание - учить!

Меню сайта
Категории раздела
внимание памятки родителям левша отметки ребенка Домашнее задание агрессивность ребенка Поощрение и наказание ошибки родителей мотивация 1 класс советы родителям первоклашек режим память и внимание советы родителям Оля У. Ксюша М. Отличники астрахань В делах своих учеников учитель вече учитель года 2019 эссе 2 класс АнгелинаС. исследовательская работа окружающий мир птицы Егор Е. Полина П. рисунки детей конкурсы рисунки победители Диана С. Созвездие талантов чтецы кокурсы учитель года дети Катя М. любимый предмет Опросы цирк театр классный час поделки Кормушка планетарий новый год 2 а длинная цепочка картинная галерея день победы 9 мая 1 Б День Матери трансформеры пдд гибдд изо рисуем группы Очумелые ручки Технолония технология коллективная работа жар-птица 1 урок 1 а обучение грамоте букварный период чтение учи.ру Ярослав С. дипломы Арина Д. Сорочинская ярмарка 1 место конкурс чтецов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Психология детей

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ПОНЯТИЕМ — СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА?

Предлагаю наш сегодняшний разговор посвятить школьной отметке «5», которую так хотело бы видеть, наверно, большинство родителей в дневниках и тетрадях своих детей — школьников. Рады взрослые, рад ребёнок, когда его работа оценена на «отлично». Вроде всё замечательно. Но школьная отметка, пусть она даже и высокая, имеет, как монета, и обратную сторону.

Успешные школьники, отличники и хорошисты, нечасто вызывают тревогу у взрослых. К психологу они попадают гораздо реже тех, кто годами носит полные портфели двоек и троек, «достаёт» своим поведением в школе и дома.

Сразу оговорюсь, что не каждый хорошо успевающий ученик страдает синдромом отличника. Выделю основные моменты, которые его характеризуют.

Одним из факторов формирования синдрома отличника может стать низкая или неустойчивая самооценка школьника, которая постоянно требует подкрепления извне. Именно при наличии такого подкрепления в виде похвалы ребёнок начинает чувствовать себя более уверенно и комфортно. Заметили – оценили – похвалили – самооценка взлетает вверх, настроение отличное, жизнь хороша!  Закрепляется уверенность в том, что отличная или хорошая отметка что-то вроде волшебной палочки, по взмаху которой ребёнок получает внимание и любовь взрослых. Если другие источники не удовлетворяют потребность ребёнка в любви и внимании, то похвала родителей и педагогов за успешность в учёбе становится компенсацией  этой неудовлетворённой потребности.

Страх неуспеха, провала, повышенная тревожность являются ещё одной негативной стороной синдрома. К этим страхам можно добавить страх не успеть, не соответствовать требованиям родителей и педагогов, не соответствовать роли успешного ученика. Эти частые спутники синдрома отличника усиливаются в момент ответственных событий (контрольные работы, экзамены да и просто ответы на уроке), причём проявления страха могут наблюдаться как на психологическом, так и физическом уровне: появляются головные боли, головокружение, тошнота, боль в животе, расстройство пищеварения, бессонница.  Допущенные ошибки и неудачи переносятся таким ребёнком весьма болезненно.

Неуспех — психологически тяжёлый груз для ребёнка, поэтому он стремится добиться желаемого результата любым путём. Это может быть  ночное бдение над уроками, а может появиться и склонность к обману, утаиванию «не-пятёрок» и т. д..

Немаловажную роль в формировании синдрома играют и установки родителей: «Учиться надо на «пятёрки», чтобы мне за тебя краснеть не приходилось». Подобная родительская установка нередко возникает как некая компенсация комплексов взрослых. Если человек в чём-то несостоятелен, он пытается эту несостоятельность компенсировать, в том числе и за счёт детей: «Если я в чём-то неуспешен, то пусть успешен будет мой ребёнок». И в этой фразе пожелание успеха скорее не ребёнку, а себе, когда взрослый старается реализовать в ребенке свои несбывшиеся желания и намерения. В этой ситуации работает  механизм повышения самооценки за счёт другого. Возможен и другой вариант: «Если я такой успешный по жизни, то и мой ребёнок должен быть лучшим во всём». Так за счёт успехов ребёнка удовлетворяются собственные амбиции, поддерживается высокая самооценка.

Но разве это так уж плохо, когда ребёнок старается, учится, получает хорошие оценки?  Его хвалит учитель, да и нам, взрослым, не секрет, что приятно, когда наше чадо на собрании называют в числе самых – самых.

Нет, это совсем не плохо, но только в том случае, если отличная оценка, желание быть на высоте важны для ребёнка не только ради получения выгоды (моральной или материальной), но и ради удовольствия от самого процесса познания, ради той радости победы, когда ты смог-таки решить сложную задачу по физике или написать блестящее сочинение по литературе. Победа важна не только для того, чтобы продемонстрировать и утвердить себя в глазах учителя, одноклассников или родителей, но и для того, чтобы почувствовать, что ты стал умнее, вырос сам над собой.

Страхи, переживания в моменты неуспеха, неумение проигрывать и адекватно реагировать на неудачи, ревнивое отношение к успеху других, неврозы — это и есть обратная сторона школьной успешности, цена отличных отметок, среди которых за все годы учёбы в школе отметки рангом ниже можно, наверно, пересчитать по пальцам. Часто, уже ставшие взрослыми, дети с синдромом отличника долгие годы  хорошо помнят каждую ситуацию, когда они были не на высоте и вместо привычной «пятёрки» приносили домой «четыре», а уж «тройка», а тем более «двойка», были вообще событиями из разряда невозможных.

Что делать, если синдром отличника проявляется у вашего ребёнка?

Прежде всего, дайте понять, что у вашей любви нет условий, что ребёнка любят не за победы и успехи, а просто за то, что он есть у вас. Когда ребёнок рассказывает вам о своей очередной пятёрке, то не просто похвалите его, сказав привычное «молодец», а попросите рассказать, за что именно он получил эту отметку, трудно ли было её заработать. Пусть расскажет, что он узнал интересного и нового, когда готовился к этому уроку. Похвалите, но не за отличную отметку, а за умение интересно рассказывать, за трудолюбие, за то, что поделился с вами новыми знаниями.

Учите ребёнка проигрывать, достойно выходить из ситуации неуспеха. Конечно, двойка за контрольную способна взвинтить нервы родителю и стать поводом для «серьёзного», до слёз и истерик, разговора. Но, наверно, лучшим выходом будет ваша помощь в исправлении этой двойки, то есть научение ребёнка не эмоциональному реагированию на ситуацию неуспеха, а вполне деловому подходу к решению возникшей проблемы. Мне запомнилось, как одна из мам делилась на собрании, как она, сама когда-то приучившая дочь к мысли о том, что двойка – это стыд и позор, столкнулась с тем, что дочка со слезами принесла в 3 классе первую двойку.  Мама пошла с ней в парк, где они сначала просто гуляли, обе успокоились, а потом уже обсудили, как девочке нужно поступить. Ситуация так запомнилась ребёнку, что когда девочке нужно было переговорить с мамой на волнующую её тему, она просто говорила: «Мама, я хочу пригласить тебя в наш парк». Мне кажется, это просто здорово.

Подумайте над тем, почему вам самим важно, чтобы ваш ребёнок преуспевал в учёбе. Заставляют ли плохие отметки ребёнка чувствовать себя неловко перед друзьями или родственниками? Готовы ли вы тут же наказать за полученную двойку? Вы испытываете злость, стыд или унижение, когда учитель говорит вам о каком-то неуспехе ребёнка? Если вы ответили «Да» хотя бы на один из этих вопросов, то, прежде всего, поищите причину подобного дискомфорта в себе, а не в ребёнке.



Источник: http://l-pankova.ru/sindrom-otlichnika-ili-obratnaya-storona-pyatyorki/
Категория: Психология детей | Добавил: Анна (11.06.2017) | Автор: Марченко Анна Владимировна
Просмотров: 262 | Теги: память и внимание, Отличники, советы родителям | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024